Форум » Литература » Книга самурая » Ответить

Книга самурая

bullet: В жизни каждого мужчины бывает момент, когда он беспощадно рвет... У автора этой подборки такой момент наступил при чтении одной книги. Называлась она «Живи и помни». Имя автора, Валентин Распутин, ему тогда в середине семидесятых ни о чем не говорило. С тех пор прошло достаточно много времени. Книга никогда не перечитывалась. Поэтому расскажу о том, что запомнилось. Конечно, Лимонов уже писал об этом и писал лучше. Вспомните момент, когда подросток Савенко внезапно понял что «он забыл что он мужчина». Но «куда конь с копытом, туда и рак с клешней». Возможно, в книге Распутина и были «Драматизм и острота этич. проблем, поиски опоры в мире нар. крест. нравственности», может быть, были прекрасные описания природы. Помнится, была какая-то любовная линия. Все это подростком беспощадно пропускалось. Что читалось, что запомнилось – солдат бежит с фронта, бежит тот, кто не паниковал в бою, явно не трус. Убеждает себя – я никуда не бегу, вот только дойду до того дерева ... до того поворота ... И хотя об этом не говорится, ясно, что и у этого поворота, и у следующего он не остановиться. Будет бежать до конца. При чтении, пятнадцатилетний подросток нисколько не сомневался что это личный фронтовой опыт автора. И хотя, благодаря «дорогому Леониду Ильичу », ни о какой войне нигде не было слышно, почувствовал, что это он бежит с фронта, он и никто другой. Мальчишеский мозг напряженно, на грани паники искал выход. Решение пришло само собой – заранее провести на пути бегства воображаемую линию и ее не переступать. Книгу закрыл другой человек. Он провел линию и с того момента начал другую жизнь. Так книга Валентина Распутина помогла подростку вспомнить, что он мужчина. Сейчас спустя столько времени, кажется, что линия была проведена слишком близко, почти по пяткам. Но это уже старческое слабоумие наступает. Что касается автора книги произведшей такой переворот в сознании. Он выглядел достойно в драматическую эпоху. (Его известная фраза, как и цитата Столыпина, были сказаны вовремя и к месту. Все их поняли правильно. Не надо передергивать.) Но, видно, дети, внуки (и жена) привыкли, что отец и дед всегда хорошо зарабатывал... И вот мы сподобились увидеть того самого автора, получающим премию имени Солженицера из рук самого Солженицера. Поэтому, если у вас есть сын 15 – 16 лет, дайте ему другую книгу – «Хагакуре» Ямамото Цунетомо. Этот японский самурай умер триста лет тому назад, и стыдиться за него гарантированно не придется. Ну, а чтобы «патриоты» не слишком возмущались, попробуем провести аналогии. Выделим слова самого Ямамото. – Я постиг, что путь самурая есть смерть. В ситуации или - или без колебаний выбирай смерть. Это не трудно. Исполнись решимости и действуй. – Налево поедешь – коня потеряешь. – Направо поедешь – саблю потеряешь. – А как прямо ехати – живу не бывати. Вы не помните, какую дорогу выбирает витязь из русской сказки? Не ту ли, где нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному? – Избежать позора не трудно – для этого достаточно умереть. Мертвые бо срама не имамъ. (Повесть временных лет) Мы себе, казачество волное, укупаем смерть в живота места*. (Повесть об азовском осадном сидении донских казаков) – Самурай без клана и без лошади – не самурай вообще. – Без коня не казак. Богдан Хмельницкий называл саблю – казацкой маткой. Нельзя представить себе человека без матери. А самурая без меча можно? – Если ты каждый день укрепляешь свою решимость пасть в поединке и живешь так, словно ты уже мертв, ты достигнешь успеха в делах и в бою, и никогда не опозоришь себя. Между тем каждый, кто не думает об этом днем и ночью, кто живет, потакая своим слабостям, рано или поздно навлекает на себя позор. И если он живет в свое удовольствие и думает, что этого никогда не случиться, его распутные и невежественные действия доставят немало хлопот. Тот, кто заранее не решился принять неизбежную смерть, всячески старается предотвратить ее. Но если он будет готов умереть, разве не станет он безупречным? В этом деле нужно все обдумать и принять правильное решение. – Запомните товарищи. Вы, молодые офицеры, наверняка погибните. Вы должны свыкнуться с этой мыслью и не бояться ее. Подумайте над этим, вникните, обмозгуйте все до точки. Чтобы не дрогнуть в решительную минуту. Чтобы думать в бою о том, как убить врага, а не о том, как спастись. Чтобы смертельная угроза не застала вас врасплох. Каждый час жизни вы должны воспринимать, как подарок судьбы. Ничто не должно мешать вашему предназначению защитника Социалистического Отечества. Ничто не должно отвлекать. Ваша совесть должна быть чиста. Если вы кого-то обидели, если у вас есть нравственные долги по отношению к другим людям, избавьтесь от этого груза немедленно. Извинитесь перед обиженным вами, уладьте все недоразумения, потому что другого случая может не представиться. В любой момент вы должны быть готовы идти в смертный бой и потому должны быть чисты в делах и помыслах. («Дуэль» №38 (129) сентябрь 1999 г. В. Павлов) В разных странах и в разные исторические эпохи вопросы воспитания решали по-разному. Автор «Хагакуре» рекомендует, воспитывая мальчика, «С младенчества поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать... Молодых самураев следует наставлять в боевых искусствах так, что бы каждому из них казалось, что он – самый смелый воин Японии». Ходзе Ава-но-ками однажды собрал своих учеников и обратился к прославленному физиономисту с просьбой определить, кто из его учеников смел, а кто тщедушен. – Если физиономист скажет, что ты «смел», ты должен стараться еще больше. Если же он скажет что ты «тщедушен», то ты должен полностью презреть свою жизнь. Речь идет о том, с чем ты родился, и поэтому здесь нечего стыдиться, -- наставлял Ходзе каждого ученика. Хиросэ Дэндзаэмону было тогда двенадцать или тринадцать лет. Усаживаясь перед физиономистом, он решительно сказал ему: – Если вы прочтете у меня на лице тщедушие, я зарублю вас одним ударом! Князь Потемкин - Таврический писал любимому племяннику (Н. Н. Раевскому): Во-первых, постарайся испытать, не трус ли ты; если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем. (А. С. Пушкин) Интересно, что племянник потерял все наставления, но эти слова сохранил в памяти. Цунэтомо мало говорит о женщинах, но его слова похожи на взгляды русских крестьян. – Женщина ... не ведает различия между добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Сердилась баба на торг, а торг про то и не ведал. С течением времени понимаешь, что главным недостатком эпохи застолья было то, что она породила моду на интеллектуализм. Героем этой эпохи стал Штирлиц, все семнадцать серий не делающий ничего, кроме демонстрации дамочкам своего орлиного профиля. Предполагалось, и голос Копеляна за кадром объяснял это самым бестолковым, что советские разведчики «работают головой». В СССР наступило время когда « все дела решались с помощью одних только разговоров, и каждый норовил избежать работы, которая требует приложения усилий». А на обратной стороне Земли мифический Рэмбо работал руками. И как работал. Наши же «мастера халтуры» под мудрым руководством коммунистической партии умудрились снять фильм про реального разведчика (Н.И.Кузнецова) в который не вошла подавляющая часть проведенных им лично, в одиночку, ликвидаций. Иначе слишком веселое и гуманное кино получалось.** Почему бы в связи с поворотом на «новый курс» не снять все как было. Тарантино отдыхает. «Интеллект нынче в цене» – твердила популярная тогда «Юность» и мода семидесятых жестко указывала – ты должен надеть на свое лицо умное выражение. Снимались фильмы про советских офицеров – интеллектуалов, «гениев системного анализа». И только отдельные диссиденты здравого смысла напоминали быдлу о главном: забудь индукцию, забудь дедукцию, давай продукцию. Именно в эти годы инакомыслящие, т.е. не желающие колебаться вместе со стадом, отцы – командиры обобщили вековой военный опыт наших предков чеканной фразой: «Не делайте умное лицо – вы же офицер!» Когда мне исполнилось тринадцать лет, я завязал волосы в традиционный узел на макушке головы, но после этого еще целый год оставался дома, потому что мои родственники сказали мне: «У тебя очень умное лицо, и поэтому ты, никогда не добьешься успеха. Не случайно дайме очень не любит слуг, которые кажутся умными». После этого я решил изменить выражение лица и в течение дня много раз смотрел на себя в зеркало. Через год все снова посмотрели на меня и сказали, что на этот раз я выгляжу намного лучше. Тогда я понял, в чем подлинная служба самурая. Ведь хозяин всегда сомневается, прежде чем доверить важное дело человеку с умным лицом. Если в поведении слуги нет спокойного достоинства и беспристрастности, никто не назовет его достойным. Идеальным следует считать почтительное, но строгое и сосредоточенное выражение лица. Примерно в те же годы что и Цунэтомо о том, как должно выглядеть лица необщее выражение задумался Первый русский император и издал указ от 09.12.1709 где, между прочим, было сказано: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство...» Вот повод поразмышлять для Фоменко и Носовского. Знал ли Петр японский? Меншиков – несомненно, знал. И хотя любой отслуживший в армии должен был усвоить, что недостаток ума легко заменяется высокой требовательностью, кадровики разведупра отправили в Швейцарию шпионить Резуна, ныне более известного как "Суворов". А ведь чтобы не сделать глупость, достаточно было заглянуть ему в умные глаза. И какое умное лицо у генерала Власова, даже в очках, хоть и генерал... Правда, на самой последней фотографии он уже без очков. Да и у Христа тоже нашелся один ученик. Ну, очень умный. Человек, считающий себя умным, обычно верит, что он сможет найти выход из любой ситуации. Но жизнь устроена так, что безвыходные ситуации встречаются достаточно часто. Искал выход Милошевич, вел переговоры, когда надо было вести войну. Официально объявить войну агрессорам и вести ее до победы. Как Тито, как Ким Ир Сен, как Хо Ши Мин. Сейчас на что-то надеется Саддам, хотя в его положении бьют первым. Бить на подходе. На стадии развертывания. Необходим упреждающий удар по мировому глобализму. Внезапный удар без шансов на победу. *** Мировая проблема. Опустить евро до нормального уровня можно не только, первое, захватив мировые запасы нефти, но и, второе, развязав войну в Европе. Угадайте с трех раз, как и где такую войну проще всего развязать? Вот и Резун-Суворов" под диктовку МИ-5 долдонит об агрессивных намерениях Сталина накануне войны. Так упорно долдонит, что кое-кто задумался – не прячут ли что-то особенно нехорошее за этой дымовой завесой? Всем заинтересовавшимся рекомендую прочитать книгу Андрея Паршева "Почему Америка наступает". А остальным скажу – плохие дела прячут, ну очень плохие. Автор «Хагакуре» считает, что к строгому, спокойному и беспристрастному лицу необходимо важное дополнение – усы. – Когда самурая убивали в битве, его уши и нос отрезали и несли во вражеский лагерь... Если же на голове не было усов, иногда ее выбрасывали, по ошибке приняв за женскую. Поэтому самураи отращивали усы, что бы на поле боя враги не выбрасывали их головы. – Усы гусара украшают! Помимо украшательства усы выполняют прикладную функцию: позволяют быстро определить в противогазе мужик или это просто у него лицо такое. Мастер Му-хин, безусловно, является последователем и приверженцем Цунэтомо. В своем трактате «Наука управлять людьми» он справедливо негодует на то, что «наши отечественные мудраки ищут сходства между русскими и европейцами» и убедительно доказывает необходимость поиска сходства между нами и японцами. Самураи нашей провинции также осознают, что позиция дайме в вопросе выплаты гонораров авторам «Дуэли» обусловлена исключительно заботой о том, чтобы « их родословная не оказалась испорченной после появления в ней богатого человека». Они верят что: « Принцип -- искусства помогают человеку заработать на жизнь, справедлив для самураев других провинций. Для самураев нашего клана, верно, то, что искусства разрушают тело... Дело самураев нашего рода --крепко сжимать кленовое цевье автомата Калашникова и стяжать воинскую доблесть». Теория предсказывает, а практика подтверждает, что по мере увеличения размера одной колонки, постоянно публикуемой в нашей газете, будет увеличиваться и число «интересных предложений» гуманистам. Важно понять, что такое предложение свидетельствует вовсе не о высоких личных достоинствах, а совсем наоборот. И что очень скоро (скорее тут же) вам это объяснят. Чем не повод для воспоминаний о прошлом и анализа настоящего. Такие предложения получали и другие. Однажды Гонбэя пригласил к себе домой господин Хосокава. – Все в Японии знают о мужестве мастера Гонбэя, -- сказал господин Хосокава. – Стыдно, что такой смелый человек вынужден занимать столь низкую должность. Вы, наверное, ожидали чего-то другого. Если бы вы были моим слугой, я бы пожаловал вам половину своего состояния. Не проронив ни слова, Гонбэй встал, вышел на веранду, повернулся лицом к дому и помочился. – Если бы я был слугой хозяина этого дома, я бы здесь не мочился, -- сказал он. «Хагакуре» говорит, что нельзя быть все время настороже. Надо считать, что ты уже мертв. Но, и считая так, необходимо продумывать будущее на пятнадцать лет вперед. Нельсон Рымникский, бывший матрос, Минск *т.е. вместо жизни. **В прошлом году я ездил на место казни в Касэ, чтобы попробовать себя в обезглавливании и нашел свою поездку очень поучительной. Если ты думаешь, что участие в казни может лишить тебя спокойствия, ты становишься трусом. ***Давным-давно написано, не менять же.

Ответов - 0



полная версия страницы